28 Февраля 2013 09:44

Интервью Министра потребительского рынка и услуг

Интервью Министра потребительского рынка и услуг

Екатерина Семенова, министр потребительского рынка и услуг Московской области: Торговля должна подстраиваться под жителей.

Мы все, часто или редко, но обязательно ходим на рынки – продуктовые, строительные, вещевые и т.п. И, безусловно, замечаем, что многие из них обретают иную, более цивилизованную форму, чем это было еще год-два назад – располагаются в просторных, чистых помещениях, оборудованных всем необходимым для такого рода торговли. Скоро, как утверждает министр потребительского рынка и услуг Московской области Екатерина Семенова, такими будут все рынки Подмосковья. Этого требует Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». О том, что ждет рыночную торговлю после вступления с 1 января 2013 года данного закона в полную силу, она рассказала обозревателю газеты Алексею Петренко.

– Екатерина Юрьевна, а какой смысл вы, специалисты, вкладываете в понятие «розничный рынок»?

– Определение рынка четко прописано в 271 Федеральном законе «О розничных рынках». Розничный рынок – это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров на основе свободно определяемых цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. Специализированные рынки, в свою очередь, могут быть сельскохозяйственными и сельскохозяйственными кооперативными.

Вообще, рынок – это, прежде всего, исторически сложившийся торговый объект. Изначально он был предназначен для торговли сельскохозяйственной продукцией. И представлял собой место, где производители реализовывали товары продовольственной группы на неразграниченных торговых площадях.
Однако понимание рынка за последние 20 лет было сильно искажено. Если вы на улице попросите обычного горожанина привести пример рынка, он сразу скажет вам – «Черкизон», «Лужники», упомянет еще пару-тройку строительных «развалов». А ведь все это не рынки, это незаконная, несанкционированная торговля. Это антисанитария и отсутствие гарантий качества. Это нарушение миграционного законодательства.

– Поэтому с 1 января этого года и началось масштабное закрытие рынков?

– С 1 января вступил в действие 271 ФЗ, который я цитировала в самом начале интервью. С этого года все рынки должны соответствовать тем требованиями, которые прописаны в федеральном законодательстве. Главное условие – рынки должны размещаться в капитальных зданиях и сооружениях. Шесть лет назад данный закон был подписан Президентом. Управляющие компании розничных рынков имели достаточное количество времени для ознакомления с требованиями федерального законодательства и что самое главное – у них было время для того, чтобы привести рынки в соответствие с законом.

– С какими проблемами столкнулось Правительство Московской области в связи со вступлением новых правил рыночной торговли?

-Подавляющая часть подмосковных рынков оказалась не готова к вступлению в силу новых требований федерального законодательства. И в этом плане наш регион не отличается от других. Другое дело, что есть добропорядочные управляющие компании, которые до принятия санкций объявили о добровольном закрытии. С 1 января 22 рынка в Московской области были закрыты в добровольном порядке. Но не у всех хватает сил и мужества для добровольного отказа от стабильного, чаще всего теневого заработка.

Проблему розничной рыночной торговли я бы разделила на три части. Первая – это рынки, которые являются таковыми, у них есть действующее разрешение, но де-факто они не отвечают требованиям 271 ФЗ. Вторая проблема – это стихийные рынки. Министерство ведет работу по их выявлению. Третья проблема – несовершенство федерального законодательства, которое не позволяет нам в досудебном порядке приостанавливать деятельность розничных рынков.

– Какие меры для решения данных вопросов уже приняты?

– При поддержке и по инициативе губернатора Московской области Андрея Воробьева при Правительстве Подмосковья была создана областная межведомственная комиссия – МВК по вопросам розничных рынков. На сегодняшний день в рамках МВК рассмотрено 80 рынков, расположенных на территории 7 муниципальных образований. Решениями МВК установлено: 7 рассмотренных рынков соответствуют требованиям законодательства, 17 – частично соответствуют, 37 – не соответствуют, но находятся в стадии реконструкции, 9 – не соответствуют и намерены прекратить деятельность, 5 – не соответствуют, но меняют специализацию на сельскохозяйственную, 3 – закрыты, еще 3 – преобразованы в другие форматы торговли.

Первоочередная задача МВК – оценка организации и деятельности уже существующих рынков. Фактически мы выполняем работу над ошибками, которые накопились за прошлые годы. Для того, чтобы рынки изначально открывались только по правилам, и только в соответствии с потребностями жителей Подмосковья, Министерство потребительского рынка и услуг разработало ряд поправок в законодательство Московской области. Если до 2013 года выдача разрешений на право организации розничного рынка была полностью отдана на откуп органам местного самоуправления, и мы с вами видим результаты такого единоличного принятия решений, то с февраля этого года Правительство Московской области непосредственно участвует в процессе принятия решения об открытии новых рынков и закрытии рынков, не соответствующих законодательству. Таким образом, разрешения выданные муниципалитетами, подтверждают свою легитимность только после детального рассмотрения каждого рынка на МВК и при условии его включения в План розничных рынков Московской области.

– Рыночная торговля станет плановой розницей?

– Да! Невозможно работать в системе, в которой нет правил и нет ответственности за соблюдение этих правил. Сегодня разработана программа развития розничной торговли на территории Московской области, в которой есть место для всех форматов – от ярмарок и до нестационарных объектов. Есть план по ее реализации, есть понимание конечного результата. Главное задача – торговля не должна быть однобокой и одноплановой. Не должно быть принципа «здесь густо, а там пусто». Торговля должна подстраиваться под жителей Московской области, пытаться делать их жизнь максимально комфортной и удобной!

– По плану, утвержденному правительством Московской области в 2007 году, на территории Подмосковья предполагалось создать 292 рынка. В 2011 году их насчитали 259, в 2012 – 212. Сколько же на самом деле нужно розничных рынков?

– С одним из профильных институтов мы провели исследовательскую работу и определили, что у Подмосковья есть реальная потребность в 443 розничных рынках. Обосновали, в каком муниципальном образовании и какие рынки должны быть, рассчитали площади, которые они могут занимать – в зависимости от числа жителей, которые там проживают. В небольших поселениях, как мы считаем, хватит и 300 квадратных метров, в городах с населением свыше 100 тысяч человек – 16 тысяч квадратных метров. Эти данные свели в специальную таблицу, которая после утверждения ее Правительством Московской области будет доступна на сайте министерства.

– Если говорить о сегодняшней ситуации, реорганизация рыночной торговли неизбежно вызовет и сокращение рабочих мест в этой сфере. Об этом подумали?

– Безусловно. Я уже говорила, что, прежде чем приступать к реформам, мы провели исследование. По итогам анализа, стало понятно, что в Подмосковье должно быть несколько унифицированных торговых форматов. Два главных социальных формата – это ярмарки и нестационарная торговля. Мы планируем организовать сезонные сельскохозяйственные ярмарки – весной, к примеру, продавать саженцы и семена, осенью – плоды фермерского или иного другого сельскохозяйственного труда. Первая тематическая ярмарка, ее поручил провести губернатор Андрей Воробьев, будет посвящена Масленице и пройдет в Мытищах. Думаю, востребованной станет книжная ярмарка, где будут презентоваться не только литературные новинки, но и раритеты, проводиться встречи с писателями.

Кроме того, продавцы и предприниматели могут перейти на торговлю в нестационарных объектах – павильонах и киосках. Их количество в значительно увеличится. Такие павильоны и киоски будут отличаться единым архитектурным стилем, чтобы не портить исторически сложившийся облик поселений, а стоимость их будет варьироваться от 300 до 500 тысяч рублей. Приобрести павильоны можно будет, в том числе, и в лизинг, в рамках программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемого в Московской области.

Что касается такого формата, как стационарная торговля, то предпринимателей в данном случае могут заинтересовать мини-маркеты. Другими словами, небольшие магазины шаговой доступности, потребность в которых в Подмосковье большая – не менее 3 300. Мы с коллегами из министерства строительного комплекса и ЖКХ Московской области уже подготовили нормативы, которые предполагается включить в общий нормативный план по созданию, назовем их так, матриц жилых микрорайонов. В них, кроме детского сада, школы, поликлиники должны быть магазины шаговой доступности, предприятия по ремонту, пошиву, химчистке одежды, кафе, столовые, автомойки… Таких услуг, которыми жители Подмосковья пользуется постоянно, около 12 видов. Они должны присутствовать в матрице жилого района. И создавать рабочие места.

– Найдутся ли на таких ярмарках, да и вообще на розничных рынках, места для индивидуальных производителей продукции – дачников, пенсионеров, для которых продажа того, что породил их огород – немалая прибавка к семейному бюджету?

–Этот вопрос задают часто. Я всегда отвечаю так: мы живем в цивилизованной стране, в которой есть законы, и их надо исполнять. Вне зависимости от того, какой и у гражданина возраст, каков состав семьи или какие проблемы в ней. Если человек ведет предпринимательскую деятельность, он должен быть зарегистрирован в установленном порядке. Ничто не мешает ему подать уведомление в органы муниципальной власти о том, что он хочет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и собирается вести торговую деятельность. Тем более что наша область – одна из первых в стране, которая приняла все 49 патентов, разработанных Минэкономики России.

– И все же вряд ли можно надеяться, что реформа рыночной торговли, о которой мы говорим, навсегда избавит нас, простых покупателей, от всех ее нынешних бед – перекупщиков, контрафакта, обмана, обсчета, обвеса… Как будете бороться с ними в будущем?

– Наказывать, в том числе и рублем. Совместно с депутатами Мособлдумы нами были внесены изменения в областной закон о штрафах при административных правонарушениях в сфере потребительского рынка. Раньше, к примеру, полицейские или сотрудники других надзорных органов могли оштрафовать индивидуального предпринимателя, нарушающего закон, на 500 рублей, и потеря такой суммы не гарантировала, что торговая точка на следующий день не возобновит свою работу. Как только закон будет принят, а это должно произойти уже в начале весны, штрафы за нарушение законодательства у нас в области поднимутся до федерального уровня – до 150, 350 и даже до 500 тысяч рублей, в зависимости от характера правонарушения. Это будет служить сильным мотиватором для тех недобросовестных предпринимателей, которые на сегодняшний день не готовы выполнить требования Федерального закона.

– Можете перечислить основные тренды сектора розничной торговли и потребительского рынка Подмосковья?

– Основной тренд – это работа по выполнению Программы среднесрочного развития Московской области Губернатора Московской области Андрея Воробьёва «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». Налоги должны платиться по месту получения дохода, рынки должны полностью соответствовать требованиям федерального законодательства, выйти из тени и платить налоги. Приоритет при приеме на работу должен отдаваться местным жителям. Сфера торговли должна стать площадкой для сбыта местной продукции, платформой для развития подмосковного предпринимательства и фермерства.

Ежедневные новости "Подмосковье", 27.02.2013


По информации: http://www.mpru.mosreg.ru/

Поделиться ссылкой:
Посетите нас в социальных сетях:

ВСЕ НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Поиск
Rss
vkontakte
ok
instagram