23 Мая 2013 08:17

III Всероссийская конференция по проблемам государственной ценовой и тарифной политики в Российской Федерации

На Ильинке, 6 прошла III Всероссийская конференция по проблемам государственной ценовой и тарифной политики.

Открыл конференцию Президент ТПП РФ Сергей Катырин. С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель главы Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин, подчеркнувший, что предпринимательское сообщество, эксперты, законодатели могут и должны выработать совместную позицию относительно  решения тарифных проблем и вопросов государственной ценовой политики.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам социальной политики Оксана Дмитриева отметила, что в России инфляция не является инфляцией спроса или денежной эмиссии; у нас это инфляция издержек, связанная с необоснованно растущими ценами на сырье и услуги. С 2000 года цены выросли в стране в четыре раза, а вот тарифы ЖКХ – в 16 раз. Где здесь логика? Оксана Дмитриева полагает, что одним из способов борьбы с необоснованным ростом тарифов может быть их торможение на несколько лет – они не должны подниматься выше, чем показатель инфляции, то есть порядка 6,5 процентов в год. Это даст передышку экономике и населению; одновременно надо все досконально проверить, оценить, выбрать правильную методику регулирования тарифов.

И.о. декана экономического факультета МГУ Александр Аузан отметил, что существует не только рынок и бизнес (в т.ч. монополистический); есть еще государство, которое должно выступать регулятором процессов ради процветания экономики и населения. Понимание этого до сих пор есть не у всех; все еще многие полагают, что все регулирует только рынок. Но такого нет нигде в развитом мире; рынок регулирует в рамках и границах, устанавливаемым государством. Иное – это базар.

Далее выступил с докладом Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Для ТПП РФ вопросы участия в формировании государственной политики в области цен и тарифов – одно из приоритетных направлений, сказал, в частности, Сергей Катырин. Совместно с Национальным институтом развития Отделения общественных наук РАН нами был подготовлен проект «Концептуальных подходов к формированию государственной политики цен в Российской Федерации». Проведена большая серия обсуждений по вопросу совершенствования тарифной и ценовой политики с учетом специфики отдельных отраслей, прежде всего, в рамках работы профильных комитетов Палаты, с привлечением лучших экспертов, не только в Москве, но и в регионах России. Всю работу мы проводили в тесном контакте с Государственной Думой ФС РФ и Советом Федерации ФС РФ, отметил Сергей Катырин; мы постоянно консультировались с коллегами из Минэкономразвития, ФСТ, ФАС, других министерств и ведомств.

Необходимо исходить из того, что существуют две стороны проблемы. Свободное рыночное ценообразование - неотъемлемый механизм функционирования рыночной экономики. Но сложившаяся практика ценообразования, в том числе государственного регулирования цен и тарифов, несет в себе серьезные социальные и экономические риски: необоснованный рост тарифов существенно увеличивает затратную составляющую производства российских компаний, отрицательно сказывается на их конкурентоспособности. Рост тарифов  в инфраструктурных отраслях трансформируется в повышение цен в других сферах, включая потребительский рынок, и неизбежно стимулирует инфляцию. Рост тарифов в сфере ЖКХ значительно повышает социальную напряженность.

Анализ ситуации, сложившейся в экономике России, показывает, что под влиянием наиболее сильных в экономическом отношении субъектов рынка в хозяйственной системе страны выстроены такие отношения, которые практически исключают реальное функционирование механизма конкуренции. Сложился механизм извлечения прибыли, получаемой прежде всего за счет постоянного и существенного повышения цен.

Это резко ограничивает возможности государства в проведении эффективной антиинфляционной политики. Практика борьбы с инфляцией преимущественно за счет стерилизации денежной массы оказывает сдерживающее влияние на развитие экономики. В первую очередь страдают предприятия обрабатывающих отраслей, производство падает, а вот наша сырьевая ориентация закрепляется.

При этом анализ государственной ценовой политики в странах с развитой рыночной экономикой показал, что многие из них имеют набор эффективных инструментов воздействия государства на ценообразование. Для монопольного сектора - это жесткие рыночные механизмы на базе критериев, закрепленных в законодательном порядке по каждой монополии. Для немонопольного сектора – гибкие рыночные механизмы.

На наш взгляд, сказал Президент ТПП РФ Сергей Катырин, государственная ценовая политика должна иметь два важнейших императива: формирование институтов компенсации недостатков рыночных механизмов и сбалансированное развитие рынка. Общие принципы ценовой политики должны развиваться с учетом существующей практики реализации кредитно-денежной, фискальной и социальной политики. 

Сергей Катырин остановиться на некоторых моментах, отражающих позицию Палаты.

Целевым ориентиром экономической стратегии в целом и ценовой политики как ее составляющей, должно быть повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе достижения и поддержания динамичной сбалансированности хозяйственной системы страны. Только продуманная государственная ценовая политика, опирающаяся на прочную законодательно-правовую базу, способна сбалансировать корпоративные и государственные интересы с одной стороны, обеспечить свободу ценообразования – с другой, а также направить весь процесс ценообразования в интересах и субъектов рынка, и общества, и государства.

Для обеспечения системности государственного подхода к формированию цен необходимо комплексное нормативное закрепление основ ценового и тарифного регулирования - в первую очередь посредством разработки и введения в действие Федерального закона «О ценах и ценообразовании в Российской Федерации».

Его принятие позволит привести в систему нормы, устанавливающие порядок формирования цен и тарифов, определить права и обязанности участников рынка в области цен и ценообразования, обеспечить приоритет производителю товара (работ  и услуг).

Следует, в соответствии с мировой практикой, законодательно подтвердить, что ценообразование в монопольном секторе регулируется жесткими государственными механизмами на базе математических моделей с периодически пересматриваемыми показателями. Такие механизмы успешно используются странами с развитой рыночной экономикой. В немонопольном секторе цены на товары и услуги формируются под воздействием комплекса гибких рыночных механизмов. При этом в целях формирования цен, обеспечивающих сбалансированную систему расширенного воспроизводства, могут устанавливаться  «ценовые коридоры»  и предельные уровни рентабельности для определенных товарных групп. Вопросы ценообразования теснейшим образом связаны с проведением государственной антимонопольной политики. Палата считает, что необходимо вести речь о повышении ее эффективности (в частности, повысить размер санкций за ценовой сговор до принятого в мировой практике уровня – 10 процентов от общего оборота компании).

Необходимо совершенствовать структуру органов власти и других институтов, уполномоченных управлять реализацией государственной ценовой политики. Структура, по мнению Палаты, должна иметь примерно следующую форму: Правительство РФ формирует программу реализации государственной ценовой политики, которую осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области цен и тарифов. Логичным было бы создание Координационного совета по ценовой и тарифной политике при Президенте РФ. Нужен также научно-исследовательский центр по комплексным проблемам государственной ценовой политики (исследовательская и аналитическая работа, формирование предложений и рекомендаций в данной области). Это непростая задача: в стране фактически разрушены институциональная, кадровая и научная база для прикладных исследований и разработок в сфере ценообразования. 

Для мониторинга процессов в ценовой сфере и оперативного реагирования необходимо сформировать Национальную систему ценовой информации. Содержательно система ценовой информации должна представлять собой непрерывно обновляемую базу данных по ценам предложений отечественных производителей всех видов товаров и услуг, импортеров, ввозящих товары на нашу таможенную территорию, а также по ценам на мировых товарных рынках.

Мы отдаем себе отчет, сказал в заключение Сергей Катырин, что формирование государственной политики в области ценообразования - процесс сложный. Но продуманная и эффективная ценовая и тарифная политика, которую должны выработать совместными усилиями государство и бизнес-сообщество при самом активном участии ученых и экспертов, призвана не только оздоровить экономическую и социальную жизнь страны, но и стать важным источником модернизации экономики, развития производственной инфраструктуры, повышения уровня и качества жизни наших граждан.

В развернувшейся дискуссии выступили, в частности,  генеральный директор АНО «Национальный институт развития» Отделения общественных наук РАН Михаил Гельвановский, заведующая кафедрой экономического факультета МГУ Валентина Герасименко, директор Института экономики Уральского отделения РАН Александр Татаркин, руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, первый заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по транспорту, президент Сроюза транспортников России Виталий Ефимов, председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, заместитель главы Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин, другие.

Были представлены результаты научных исследований влияния нынешней ценовой (практически отсутствующей) и тарифной политики на экономику (непреходящая зависимость от экспорта энергоресурсов, падение обрабатывающих отраслей, замедление экономического роста и т.д., резкое снижение конкурентоспособности). Мы, добывая больше всех нефти и газа, производя огромное количество электроэнергии, практически догнали развитые страны (а некоторые из них уже и опередили) по уровню цен на энергоресурсы для предприятий и населения); при наших климатических условиях, протяженности страны, низких доходах населения и  несравнимо более высоких, чем в развитых странах, ценах на продукты питания, лекарства и т.д. все это негативно сказывается и на экономике, и на социальном самочувствии общества.  Приводился такой факт: сегодня объем ВВП обогнал заметно показатель 1991 года; но анализ показывает, что в натуральном выражении (производство продукции) рост составил 10 процентов; все остальное - это повышение цен. В условиях ВТО в итоге наша экономика может проиграть конкуренцию.

Необходимо разработать и начать применять полноценную, соответствующую запросам экономики и общества, ценовую и тарифную политику. Дело это непростое, говорили участники конференции, но крайне необходимое. Очень важно, что власть - и законодательная, и исполнительная - все более осознают необходимость такой работы.

По итогам конференции была принята соответствующая резолюция.

По информации: http://www.tpprf.ru/

Поделиться ссылкой:
Посетите нас в социальных сетях:

ВСЕ НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Поиск
Rss
vkontakte
ok
instagram