9 Августа 2013 08:31

Бизнес в России: государство должно оперативнее исправлять ошибочные решения

Бизнес в России: государство должно оперативнее исправлять ошибочные решения

C началом думских каникул и поры всеобщих отпусков споры вокруг ключевых проблем российского бизнеса несколько приутихли. Однако сами проблемы никуда не исчезли. И можно ожидать, что уже через две-три недели их обсуждение возобновится в полном объеме. Наш корреспондент попросила директора департамента по развитию предпринимательства ТПП РФ Геннадия Манжосова поделиться своим мнением о том, как эти проблемы лучше решать.

Сегодня много говорится об улучшении предпринимательского климата. Речь идет, прежде всего, о том, чтобы улучшить условия, в первую очередь внешние, в которых каждый предприниматель, бизнесмен работает ежедневно. Конечно, в каждой отрасли или на отдельных рынках есть свои специфические проблемы, но большая часть из них характерна для всей российской бизнес-среды.

Несмотря на то, что Россия поднялась в рейтинге стран по степени благоприятности ведения бизнеса Doing Business с 118-го места по итогам 2011 года на 112-е в 2012 году, все еще остаются системные проблемы, которые существенно сдерживают развитие предпринимательства.

Неработающие законы, коррупция и административные барьеры, несовершенная налоговая и тарифная политика, нестабильная и слабо предсказуемая финансовая и экономическая обстановка, общее падение темпов роста экономики, высокий уровень кредитных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей, недостаточность государственной поддержки предпринимательства… К сожалению, это достаточно распространенные явления, характерные для российской экономики в целом.

Как показывают результаты исследований в 2012 году, качество предпринимательства ухудшилось. В итоге число россиян, планирующих увеличение бизнеса, уменьшилось, число желающих открыть собственное дело в ближайшие три года составляет лишь 3,8% . Для понимания ситуации можно добавить, что в странах БРИКС эта цифра достигает 21%.

Как решить эти проблемы? Нужны последовательные системные меры прежде всего в финансово-кредитной, налоговой, ценовой политике государства, направленные на прозрачность и предсказуемость условий как минимум в среднесрочной перспективе.

Последовательность в реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет в принципе развивать сектор МСП, наращивать инфраструктуру поддержки и совершенствовать ее механизмы. В регионах создаются гарантийные фонды, которые обеспечивают развитие финансово-кредитной поддержки, микрофинансовые организации, совершенствуются программы и технологии работы финансовых институтов (МСП-Банк, ВТБ24, Сбербанк РФ, региональные банки). Это позволяет увеличивать количество МСП и создавать новые рабочие места.

При этом было бы полезным максимально упростить административные процедуры, систему отчетности в первые два года деятельности создаваемых организаций, установить налоговые каникулы, особенно для инновационных предприятий.

Отдельная проблематика – это развитие, а на начальном этапе – реанимация системы профессионального образования, необходимой для кадрового обеспечения производств.

Если говорить о наиболее обсуждаемых вопросах, то в этом году это были, наверное, выплаты страховых взносов. Принятое решение об их уменьшении до 19 тыс. 425 рублей (с годовым доходом до 300 тыс. рублей) для индивидуальных предпринимателей было правильным, но опоздало для более чем 500 тысяч ИП, которые прекратили свою деятельность в период с конца 2012 года до середины 2013-го.

В результате непродуманного решения пострадали в первую очередь самозанятые предприниматели с низким доходом и те, кто только начинал свой бизнес.

Государство должно более оперативно реагировать на неправильно принятые решения. Тем более что в данном случае можно было просчитать количество предпринимателей с низким доходом – такая информация в ФНС имеется.

Согласно положениям Основных направлений бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов, разработанных Минфином России, предлагается резко повысить с 2014 года предельную величину базы для начисления страховых взносов с 568 тыс. рублей до ~ 1 млн рублей. Реализация данного предложения повлечет увеличение финансовой нагрузки на работодателя по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование в среднем еще на 4%. Полагаем, что повышение облагаемой базы должно быть более плавным.

С учетом опыта с увеличением страховых взносов ИП – нужно аккуратнее отнестись к идее отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Очень много мелкого бизнеса находится на этом режиме и отменять его нужно постепенно, после хорошей «обкатки» патентной системы как возможной замены ЕНВД.

В настоящее время ТПП РФ готовит позицию по запросу Минфина России о введении отдельного налогового режима (на основе патента) для самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с установлением обязанности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Полагаем, что введение патента и обязанности по уплате страховых взносов для данной категории граждан окажет негативный эффект и станет серьезной финансовой нагрузкой для категории самозанятых, чьи доходы и так незначительны.

Повышению доходности бюджета будет способствовать в целом развитие патентной системы (но лишь в том случае, если она будет удобна для предпринимателей), системы администрирования налогов и страховых взносов, сокращение форм отчетности, стабильность налогового законодательства и т. п.

У ТПП РФ есть свои предложения по мерам, которые позволят стимулировать бизнес. Среди них, например, освобождение от налога на имущество новых производственных мощностей на срок до трех лет после сдачи их в эксплуатацию. Кроме того, на наш взгляд, нуждаются в освобождении от налога на прибыль в первые два года работы вновь создаваемые малые инновационные компании. Представляется разумным также не взимать земельный налог с площадей, на которых располагаются производственные мощности, в первый год освоения и ввести пониженную ставку налога в последующие два года. И, наконец, было бы целесообразным рассмотреть вопрос о предоставлении инвестиционного налогового кредита вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности.



По информации: ТПП-Информ
http://www.tpp-inform.ru/



Поделиться ссылкой:
Посетите нас в социальных сетях:

ВСЕ НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Поиск
Rss
vkontakte
ok
instagram