Малый бизнес и инновации: российский опыт
24 Сентября 2013 10:25

Малый бизнес и инновации: российский опыт

Малый бизнес и инновации: российский опыт

Малые и средние предприятия уверенно лидируют, когда речь заходит о продвижении инновационных разработок в производство. Они мобильнее крупных предприятий и поэтому быстрее реагируют на новые разработки. О российском опыте внедрения инновационных разработок рассказал корреспонденту ТПП-Информ председатель Комитета по научно-техническому и инновационному предпринимательству ТПП Московской области, директор СКТБ «Техплазма» Владимир Демидов.

Углубленная специализация малых и средних предприятий позволяет глубже вникать в тонкости технологии и добиваться более высоких результатов. Сравнительно низкие накладные расходы и более высокий уровень использования технологического оборудования на них позволяют получить экономический выигрыш по сравнению с вариантами организации подобного производства на крупных предприятиях.

Понятно, что крупным предприятиям проще для получения нового продукта не осваивать новые технологии у себя, а собрать наиболее успешные малые и средние предприятия и организовать выпуск нового продукта с их участием.

Россия – щедрая душа

В России все пока не так. Крупные предприятия и естественные монополии по-прежнему концентрируют все возможные технологические переделы у себя. Особенно это характерно для предприятий ОПК, которые получили значительные средства для модернизации и закупили по всему миру уникальное оборудование, не сильно задумываясь о его реальной загрузке. В итоге это не повысило их экономическую эффективность и не способствовало развитию малого инновационного предпринимательства.

В целом на федеральном уровне идет переориентация программ с поддержки предпринимательства в общем к поддержке конкретного малого инновационного предпринимательства. Но процесс идет слишком медленно, и существует масса нерешенных вопросов, которые в том или ином виде тормозят развитие малых производственно-инновационных предприятий.

Одной из наиболее серьезных проблем в современной России является слабый спрос на инновационную продукцию. У крупных компаний нет интереса к повышению конкурентоспособности и сокращению затрат. Не действуют программы ресурсосбережения и импортозамещения, которые во всем мире обеспечивают работой тысячи малых и средних производственных предприятий. К примеру, до 40% может доходить прибыльность реновации деталей, не считая экологического эффекта. В США и Японии до 40% запчастей восстанавливается с применением современных технологий на специализированных предприятиях, в России – менее 7%, причем чаще – в кустарных условиях. В то же время в 2011 году в Россию завезено запчастей более чем на 12,5 млрд долларов, и эта сумма ежегодно растет, так как в большинстве своем технологическое оборудование и транспорт у нас импортные.

Не видим, не знаем, не слышим

Есть и другие проблемы. В частности, существует определенная инертность бизнес-сообщества. На протяжении нескольких последних лет нам не удавалось использовать даже те незначительные средства, которые выделялись на программу господдержки малого инновационного предпринимательства. Причина проста: подавляющее большинство реальных инновационных предприятий не знают, что по современной классификации они являются инновационными, и не подозревают о том, что имеют реальную возможность получить поддержку. Причем недоверие к властям доходит до такой степени, что ссылки на реальные документы вызывают недоверие и поиск скрытых ловушек и подвохов.

Усложняет процесс стимулирования реальных инновационных предприятий слабая нормативная база в инновационной сфере. Долгое время не было законодательно определено, что такое инновация. В федеральной программе дана расплывчатая формулировка о том, что инновационными считаются предприятия, производящие работы в соответствии с приказами Роснауки и Росстата, а также имеющие интеллектуальную собственность.

На практике эта расплывчатость отпугивает чиновников, которые опасаются, что при проверках их могут обвинить в нецелевом расходовании средств. И как следствие – возникают излишние требования к предпринимателям, что усложняет общий процесс участия предприятий в программах поддержки.

Формат неверен

Государством избран не самый удачный для инновационного предпринимательства формат поддержки в виде компенсации затрат, произведенных за прошедший год. Как правило, производственный инновационный процесс длится больше одного года и включает в себя стадию НИОКР (которая в программе даже не упоминается), стадии опытного образца, опытно-промышленной партии и уже серийное производство. Все это складывается в инновационный цикл.

Наиболее правильным было ввести не поддержку предприятий, а поддержку проектов, увязав это со стадией НИОКР. При этом решение вопроса финансирования НИОКР для малых предприятий имеет существенное значение. Речь не идет о выполнении малыми предприятиями фундаментальных научных работ (хотя это не исключается), но в основном это могут быть прикладные НИОКР, связанные с доведением научных результатов, полученных в институтах, до практического использования. Это как раз то недостающее звено в нашей экономике, которое может решить проблему коммерциализации результатов научных исследований, в том числе и тех, которые выполнялись по госпрограммам.

Правильно было бы выделить этот прикладной вид НИОКР в качестве самостоятельного раздела именно в Программе господдержки малых и средних предприятий, так как она ближе к предприятиям, работающим в реальном секторе экономики, чем структуры, занимающиеся в настоящее время финансированием НИОКР.

Вместе с тем программный принцип предполагает, что предприятие, защитив свой проект, может рассчитывать на поддержку в течение не одного года, а более длительного периода. В настоящее время практика поддержки этого механизма не предусматривает.

Проблемы новорожденных

Существенным вопросом для малого инновационного предпринимательства производственной направленности является стадия становления, когда создается коллектив, происходит освоение технологии и освоение рынка. Неудивительно, что многие малые предприятия, создаваемые при учебных вузах, через год после получения гранта на начало деятельности закрываются.

Здесь требуется помощь в создании рынка для реализации подобных услуг. Это сложный вопрос, но им никто не занимается. Власть считает, что это должен сделать мифический рынок, забывая о том, что правила формирует именно власть, и если условия не созданы, то рынка не будет.

Если государство установит экономические условия, которые заставят естественные монополии и предприятия с госучастием заниматься экономией вместо лоббирования роста тарифов и цен, то сразу появится, например, многомиллиардный рынок по восстановлению деталей. Он, в свою очередь, станет источником заказов для сотен малых и средних производственно-инновационных предприятий, в том числе и в моногородах, где есть избыток рабочей силы.

Так, по данным одного из наших инновационных предприятий, опыт восстановления деталей для Московской железной дороги только для одного депо на сумму 20 млн рублей позволил отказаться от закупок новых запчастей на сумму около 50 млн рублей. То есть экономия для железной дороги составила 30 млн рублей. Правда, дальше этого депо опыт не пошел, так как у РЖД нет экономического стимула экономить. И таких примеров много и в системе энергетики, и в ЖКХ, и в других сферах.

Вместе с правительством

Специфика вопросов инновационного предпринимательства требует того, чтобы в среде бизнес-сообщества появлялись предприниматели, которые могут сформулировать перед органами власти проблемы, стоящие на пути развития инновационного предпринимательства, и предложить пути их решения.

Такой структурой в Московской области призван стать комитет по научно-техническому и инновационному предпринимательству ТПП МО. В частности, в Дмитровской межрайонной палате такой комитет позволил резко активизировать участие предприятий в инновационном движении.

Решение проблем предпринимательства возможно только при совместной работе бизнес-сообщества и власти. В нашем случае сделана попытка вместе с правительством Московской области найти такую формулу работы.

Исторически в Московской области сложилась разветвленная система муниципальных ТПП. Принято решение, что состав комитетов областной палаты будет формироваться с участием представителей муниципальных палат. Однако правительство МО предложило новую схему органа, призванного координировать усилия власти и бизнес-сообщества. Совет по развитию предпринимательства был разделен на президиум и рабочие группы по направлениям, что позволило более оперативно рассматривать текущие вопросы.

Одним из перспективных направлений развития региона является создание механизма сотрудничества малых и средних предприятий с крупными компаниями. Для области, где достаточно высок как производственный, так и научно-технический потенциал, это реальный шанс модернизировать экономику. В этом нас поддерживает правительство, для которого мы готовим проект концепции сотрудничества крупного и малого предпринимательства в регионе.

По информации: http://www.tpp-inform.ru/

Поделиться ссылкой:
Посетите нас в социальных сетях:

ВСЕ НОВОСТИ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Поиск
Rss
vkontakte
ok
instagram