13 Марта 2012

МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прежде чем определить место государственных корпораций в гражданском обороте Российской Федерации необходимо уяснить правовую природу данных юридических лиц и самого гражданского оборота.
Такая организационно-правовая форма, как государственная корпорация была закреплена Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 8 июля 1999 года № 140-ФЗ. Согласно статье 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией является «не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» . Государственная корпорация создаётся на основе Федерального закона.
Законодательное же закрепление понятия «гражданский оборот» отсутствует. Вместе с тем, анализируя подходы различных учёных, гражданский оборот можно определить как гражданско-правовое выражение экономического оборота, совокупность юридических фактов и возникающих на этой основе гражданских правоотношений, в силу которых осуществляется переход имущества от одного субъекта права к другому. Отличительной чертой гражданского оборота является равноправие его участников независимо от того, на каком основании осуществляется переход имущества. Понятие гражданского оборота включает в себя сделки и иные действия, направленные на возмездную и безвозмездную передачу имущества и иных объектов в рамках возникающих между их участниками гражданских правоотношений. За пределами гражданского оборота находятся отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права, свободы и другие нематериальные блага. Что касается участников (субъектов) гражданских правоотношений, то ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Теперь попытаемся соотнести статус государственной корпорации с юридической сущностью гражданского оборота. Критериями данного анализа будут юридические факты, на основании которых имущество передаётся государственной корпорации, отчуждается от неё, права данной некоммерческой организации на имущество, а также назначение имущества государственной корпорации.
Итак, юридическим фактом, на основании которого государственной корпорации передаётся имущество, является Постановление  или Решение Правительства Российской Федерации, предусматривающее первоначальный размер имущественного взноса для конкретной государственной корпорации.   Причём, помимо первоначального взноса Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации может предусматриваться формирование имущества за счет имущественного взноса Российской Федерации, направляемого на пропорциональное увеличение лимитов финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации.
Теперь рассмотрим назначение и участие имущества государственной корпорации в гражданском обороте. Одним из условий существования юридического лица в гражданском обороте является его имущественная обособленность. Как уже было указано, имущество государственной корпорации передаётся в собственность в качестве имущественного взноса Российской Федерации, её субъектов. По общему правилу, предусмотренному  ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственная корпорация, как и любая другая некоммерческая организация, может иметь в собственности здания, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, иное имущество, основные фонды и оборотные средства, стоимость которых отражается на самостоятельном балансе данной организации. Изначально целью создания государственных корпораций было эффективное осуществление государственных функций на равноправных, рыночных условиях в социально-экономических сферах, где прямое участие государства неоправданно и противоречит существу конкретных правоотношений. В связи с этим наблюдается и особый порядок передачи и распоряжения имуществом государственной корпорации. С одной стороны, государственная корпорация аккумулирует в создаваемых ею фондах определенное имущество, переданное ей государством для использования в конкретных целях, а с другой - выступает специально созданным органом управления денежными ресурсами, имеющими строго целевую, социальную направленность. Также, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов фондов, осуществляя экономическую деятельность.
Что касается классификации имущества государственных корпораций, то считается, что основным разграничением имущества является деление его на основные и оборотные средства. В государственной корпорации к основным средствам относятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие предметы, к оборотным - запасы товаров, сырья и материалов, тара, топливо, горючее, денежные средства и другие ценности. Особым объектом права собственности государственной корпорации следует признать ценные бумаги. Например, государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», приобретая ценные бумаги, преследует цели возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых финансовых инструментов. Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства (п. 2 ст. 38 Закона). Таким образом, можно сделать вывод о том, что отчуждение имущества государственной корпорации в виде ценных бумаг осуществляется в административном порядке – по решению органов управления корпорацией, но используются в общем для данного объекта гражданских прав порядке – в виде размещения на финансовых рынках.
Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы: в государственные ценные бумаги, облигации, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, паи инвестиционных фондов, ипотечные ценные бумаги (п. 3 ст. 38 Закона).
Таким образом, можно сказать, что правомочия государственных корпораций в сфере собственности достаточно обширны, что подтверждается тем, что при их создании имущественные объекты и денежные средства становятся полной и безвозвратной их собственностью. И здесь мы видим особенность её правового статуса. Сочетание слов "государственная корпорация" предполагает, по-видимому, совместимость преимуществ корпоративной бизнес-структуры и государственного унитарного предприятия. Но специальные законы о государственных корпорациях выводят их из поля корпоративного законодательства: значит, государственная корпорация, с этой точки зрения, не корпорация. Утрата принадлежности передаваемого госкорпорации имущества государству означает, что имущественная основа образования и деятельности госкорпорации - уже не государственная.
Итак, можно подвести некоторые итоги:
1) государственная корпорация – особая разновидность некоммерческого юридического лица;
2) имущество государственной корпорации формируется на основе имущественного взноса за счёт государственного бюджета различных уровней и передаётся ей в собственность;
3) особенностью участия имущества государственной корпорации в гражданском обороте является его использование с учётом цели конкретной государственной корпорации, причём, данная цель указывается не в учредительных документах, а в специальном федеральном законе.
Поделиться ссылкой:
Посетите нас в социальных сетях:
Поиск
Rss
vkontakte
ok
instagram